![]() Об утверждении Положения «Об организации и порядке голосования на выборах Президента Кыргызской Республики» от 16 сентября 2011 года №261 |
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», главой 6 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Утвердить Положение «Об организации, порядке и установлении итогов голосования на выборах Президента Кыргызской Республики» (прилагается). 2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Эркин-Тоо» и разместить на официальном сайте Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Султанова М.С.
Председатель Т. Абдраимов г. Бишкек, 16 сентября 2011 года, № 261
Утверждено постановлением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики № 261 от 16 сентября 2011 года
ПОЛОЖЕНИЕ «Об организации, порядке и установлении итогов голосования на выборах Президента Кыргызской Республики»
I. Общие положения. II. Подготовка к проведению голосования. III. Проведение голосования. IV. Досрочное голосование. V. Голосование вне помещения. VI.Порядок установления итогов голосования, заполнения протоколов участковыми, территориальными избирательными комиссиями и проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. VII.Порядок обеспечения защиты от несанкционированного доступа к избирательным документам при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями
I.Общие положения
II.Подготовка к проведению голосования
1. Помещение для голосования
1.1. В помещении для голосования размещаются специально оборудованные кабины, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (шариковой ручкой), за исключением карандашей, и ящики для голосования. Система освещения должна иметь альтернативный источник питания, фонари и свечи. 1.2. В помещении для голосования избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются информационные материалы о всех кандидатах. В указанных материалах не должны содержаться агитационные призывы. На стенде размещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии зарегистрированных кандидатов. 1.3. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии, представителей кандидатов, политических партий, наблюдателей. 1.4. В день голосования сейф (шкаф), где хранятся избирательные бюллетени, списки избирателей и другие избирательные документы, печать соответствующей избирательной комиссии должен находиться внутри помещения избирательного участка, где осуществляется голосование. 1.5. Помещение для голосования должно быть доступным для лиц
2. Избирательный бюллетень
2.1. Число избирательных бюллетеней передаваемых в участковую избирательную комиссию не должно превышать количество зарегистрированных избирателей на данном участке. При этом территориальная избирательная комиссия при необходимости может расшить не более одной пачки избирательных бюллетеней для передачи участковой избирательной комиссии в соответствии с запрашиваемым количеством. Запас избирательных бюллетеней остается в территориальной избирательной комиссии. 2.2. Для участия в голосовании избиратель получает избирательный бюллетень, который является документом строгой отчетности. Каждый избирательный бюллетень должен иметь пронумерованный корешок, который остается в избирательной комиссии, и отрывную часть, выдаваемую избирателю. 2.3. Запрещается выносить из помещений избирательных комиссий, а также копировать и распространять избирательные бюллетени в нарушение требований конституционного Закона.
3. Маркировка
3.1. На выборах Президента Кыргызской Республики используется маркировка видимым специальным составом. 3.2. Под маркировкой понимается нанесение на внутреннюю границу ногтя большого пальца левой руки избирателя видимых несмываемых чернил (специального состава). 3.3. Членами участковой избирательной комиссии, в присутствии наблюдателей, до открытия помещения для голосования демонстрируется специальный маркер установленной формы. 3.4. При отсутствии большого пальца левой руки маркировка осуществляется следующим образом: - маркируется палец, ближайший к большому, начиная с указательного; - при отсутствии пальцев на левой руке маркируются пальцы на правой руке в порядке, предусмотренном для левой руки; - при отсутствии пальцев на обеих руках избиратель вправе пройти голосование без маркировки один раз на одних и тех же выборах. 3.5. При повторном голосовании маркируется палец, ближайший к большому, начиная с указательного. 3.6. Избиратель, отказавшийся от маркировки, не получает бюллетень для голосования и не допускается к голосованию В этом случае, член участковой избирательной комиссии должен разъяснить избирателю, что процедура маркировки осуществляется в целях исключения повторного голосования избирателем на одних и тех же выборах. Отказ избирателя от маркировки должен быть отражен в списке избирателей в графе "Особые отметки" с указанием времени прихода избирателя на участок и заверен подписью члена участковой комиссии, ответственного за осуществление маркировки. 3.7. Ответственность за обеспечение сохранности и целевого применения видимых средств для маркировки возлагается на председателей и секретарей участковых избирательных комиссий. 3.8. По окончании выборов средства для маркировки передаются по акту соответствующей территориальной избирательной комиссии, которая в свою очередь, передает их также по акту специальному представителю Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики.
4. Подготовка к проведению голосования в день выборов
4.1. В день выборов, в 7 часов утра, участковая избирательная комиссия на своем заседании в помещении для голосования жеребьевкой определяет членов комиссии, которые будут: -осуществлять проверку отсутствия маркировки у каждого избирателя; -осуществлять регистрацию граждан в списке избирателей; -маркировать видимым специальным составом избирателей и выдавать избирательные бюллетени; -осуществлять контроль за прохождением избирателей в кабины для тайного голосования, опусканием избирательных бюллетеней в сложенном виде в ящики для голосования. Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии в жеребьевке не участвуют. 4.2. Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей вскрывает опечатанный сейф (шкаф), в котором находятся список избирателей данного участка, избирательные бюллетени и печать участковой избирательной комиссии, а также документы по результатам голосования вне помещения, опечатанный переносной ящик для голосования; вынимает из сейфа (шкафа) список избирателей, оглашает число включенных в список избирателей, дает возможность визуально ознакомиться со списком избирателей присутствующим лицам, затем раздает его членам участковой избирательной комиссии, которые несут ответственность за регистрацию избирателей и заполнение списка избирателей в день голосования, в том числе избирателей голосующих по избирательному адресу. 4.3. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, представителям кандидатов, политических партий, средств массовой информации пустые ящики для голосования, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов, представителей кандидатов. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии. 4.4. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о количестве избирательных бюллетеней, полученных от вышестоящей избирательной комиссии и выданных для голосования вне помещения. Члены участковой избирательной комиссии в присутствии представителей кандидатов, политических партий и наблюдателей пересчитывают и оглашают количество избирательных бюллетеней, затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет их для визуального ознакомления присутствующим лицам и заносит число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией от вышестоящей избирательной комиссии, в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму. Также в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму вносится количество избирателей, проголосовавших досрочно и вне помещения для голосования. 4.5. После пересчета избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии передает по ведомости по одной сшитой пачке избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии, которые расписываются за их получение и несут ответственность за выдачу избирательных бюллетеней.
III. Проведение голосования
1. Голосование в день выборов, в том числе на участках образованных за пределами Кыргызской Республики проводится с 8 до 19 часов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 10 календарных дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. 2. У входа в помещение для голосования определенный жеребьевкой член участковой избирательной комиссии проверяет отсутствие маркировки у избирателя. Избиратель, у которого отсутствует отметка о маркировке, допускается к голосованию, при ее наличии избиратель к голосованию не допускается. 3. При выдаче избирательных бюллетеней определенный жеребьевкой член участковой избирательной комиссии осуществляет регистрацию избирателей: проверяет документы избирателей, вносит их реквизиты в список, где избиратели расписываются за получение избирательного бюллетеня, другой определенный жеребьевкой член участковой избирательной комиссии маркирует специальным составом избирателя и выдает избирательный бюллетень. 4. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (кроме случая указанного в части 9 главы III настоящего положения). 5. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта гражданина Кыргызской Республики (ID-карта), общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики, удостоверения личности офицера (прапорщика), военного билета военнослужащего срочной службы, пенсионного удостоверения, водительского удостоверения. 6. При получении избирательного бюллетеня для голосования в списке избирателей проставляются серия и номер паспорта или документа, удостоверяющего личность избирателя. Избиратель проверяет правильность произведенной записи, проходит процедуру маркировки и только после этого расписывается в списке избирателей. Далее член участковой избирательной комиссии ответственный за маркировку и выдачу избирательных бюллетеней, проставляет в корешке номер избирательного участка и порядковый номер избирателя в списке избирателей. Избиратель ставит подпись в корешке, получает бюллетень и проходит к специально оборудованной кабине или иному специально оборудованному месту. 7. Избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемуся к кандидату, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «Против всех» в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Не допускается избирателем осуществление фото- и видеосъемки при заполнении избирательного бюллетеня. Специально оборудованная кабина или специально оборудованное место должны быть установлены или изготовлены с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего. 8. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает ему новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и в корешке избирательного бюллетеня. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, представителем кандидата, политической партии, наблюдателем. В этом случае избиратель устно извещает участковую избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. 10. Заполненные и сложенные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. Запрещается выносить избирательный бюллетень из помещения для голосования. 11. Член комиссии определенный жеребьевкой ответственным за осуществление контроля прохождения избирателей в кабины для тайного голосования, опусканием избирательных бюллетеней, обязан о всех нарушениях сообщать председателю участковой избирательной комиссии. 12. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случаях нарушения общественного порядка в помещении для голосования председатель участковой избирательной комиссии имеет право обратиться за помощью к работникам правоохранительных органов с целью обеспечения общественного порядка в помещении для голосования, которые после наведения порядка должны покинуть помещение для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его полномочий и не нарушающие права участников избирательного процесса, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии, уполномоченный ею. 13. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Кыргызской Республики своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении данных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики. 14. Запрещается присутствие на избирательных участках должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, сотрудников правоохранительных органов, кроме случаев реализации ими своего активного избирательного права, а также случаев, предусмотренных законодательством. 15. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, а также их должностные лица обязаны в день голосования обеспечить общественную безопасность, бесперебойную работу общественного транспорта, средств связи, электроосвещения и отопления помещений для голосования.
IV. Досрочное голосование
1. Избиратель, не имеющий возможности прибыть в день голосования на избирательный участок, в котором он включен в список избирателей, имеет право проголосовать досрочно на основании письменного заявления о его предстоящем отсутствии на территории Кыргызской Республики в день голосования при предъявлении соответствующих документов (копия командировочного удостоверения, авиабилет, железнодорожный билет, виза в паспорте) – путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной избирательной комиссии за 9-1 календарный день до дня голосования (порядок выдачи бюллетеня определен в разделе III п.5,). При этом избирательная комиссия обязана исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить тайну голосования, сохранность избирательного бюллетеня, учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов. 2. В список избирателей, проголосовавших досрочно, составляемый территориальной избирательной комиссией, вносятся сведения об избирателе, голосующем досрочно. Избиратель проверяет правильность произведенной записи, расписывается в нем и получает бюллетень для голосования и чистый конверт в присутствии не менее 2 членов избирательной комиссии. 3. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или специальном месте, где не допускается присутствие других лиц. Не допускается избирателем осуществление фото- и видеосъемки при заполнении избирательного бюллетеня. 4. Избирательный бюллетень, заполненный избирателем досрочно вкладывается в конверт и заклеивается. В присутствии представителей кандидатов и наблюдателей на месте склейки на конверте ставятся подписи 2 членов избирательной комиссии, которые заверяются печатью избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 5. Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно, убирается в сейф (шкаф) для хранения избирательных документов соответствующей избирательной комиссии. 6. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц перед началом голосования сообщает о количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно, заверенный подписью секретаря и печатью соответствующей территориальной избирательной комиссии. После этого он вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. Число избирателей, проголосовавших досрочно, перед началом голосования вносится в протокол об итогах голосования и в его увеличенную форму, а в списке избирателей, проголосовавших досрочно, напротив фамилии избирателя делается отметка «Проголосовал досрочно».
V. Голосование вне помещения для голосования
Сведения об избирателях, временно пребывающих в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных и адреса постоянного места жительства (прописки) избирателя, с приложением копии паспорта, составляются руководителями указанных учреждений и передаются в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее 12 календарных дней до дня голосования, за исключением воинских частей, расположенных на территории населенных пунктов, по которым командиры данных частей не позднее 12 календарных дней до дня голосования передают в соответствующую участковую избирательную комиссию сведения об избирателях, изъявивших желание проголосовать на выборах по избирательному адресу, с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных и адреса постоянного места жительства (прописки) избирателя, с приложением копии паспорта. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только за один календарный день до дня голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также сведений об избирателях, временно пребывающих в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Заявление (обращение) избирателя может быть сделано в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 3 календарных дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, и данные об избирателе. При регистрации устного обращения указывается время его поступления и проставляется подпись члена участковой избирательной комиссии, принявшего сообщение. 3. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством (но не более трех) переносных ящиков для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводят члены участковой избирательной комиссии, которые получают необходимое количество избирательных бюллетеней под роспись, а также предварительно опечатанные (опломбированные) переносные ящики. Голосование вне помещения для голосования проводится в присутствии представителей кандидатов, политических партий, наблюдателей, представителей средств массовой информации. 4. Участковая избирательная комиссия за 2 дня до голосования на своем заседании жеребьевкой определяет членов комиссии (не менее чем двух членов участковой избирательной комиссии), которые будут организовывать голосование вне помещения для голосования. Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии в жеребьевке не участвуют. 5. Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет для осмотра членам участковой избирательной комиссии, а также присутствующим наблюдателям, представителям кандидатов, политических партий, средств массовой информации пустые ящики для голосования вне помещения, которые опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии. Затем в опечатанные ящики для голосования председатель участковой избирательной комиссии опускает контрольные листы, в которых указываются номер избирательного участка, время опускания контрольных листов в ящики для голосования, фамилии председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии, присутствующих кандидатов, представителей кандидатов. Контрольные листы подписываются этими лицами и заверяются печатью участковой избирательной комиссии. 6. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением. В письменном заявлении избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, удостоверяющего личность (за исключением избирателей, временно пребывающих в стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых). Своей подписью в корешке избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет его получение. Член участковой избирательной комиссии проверяет отсутствие маркировки у избирателя, и при ее отсутствии маркирует избирателя и выдает ему избирательный бюллетень. Члены участковой избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специальном месте, где не допускается присутствие других лиц. Специальное место должно быть подобрано с учетом обеспечения тайны волеизъявления голосующего при заполнении избирательного бюллетеня и возможности контроля членами избирательной комиссии и наблюдателями за действиями голосующего. Не допускается избирателем осуществление фото- и видеосъемки при заполнении избирательного бюллетеня. 8. Серия и номер паспорта или документа, удостоверяющего личность избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей и одновременно в соответствующей графе списка избирателей делается отметка «Проголосовал вне помещения для голосования». 9. По окончании голосования вне помещения переносные ящики дополнительно опечатываются (пломбируются) печатью участковой избирательной комиссии и убираются в сейф (шкаф) для хранения избирательных документов, который опечатывается (пломбируется) дополнительно. 10. Подсчет голосов избирателей, проголосовавших вне помещения, производится по окончании голосования в помещении для голосования.
VI. Порядок установления итогов голосования, заполнения протоколов участковыми, территориальными избирательными комиссиями и проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования
а) номер экземпляра; б) обозначение уровня выборов; в) слово "Протокол"; г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола: строка 1: фамилии, имена и отчества кандидатов, на должность Президента Кыргызской Республики (в порядке, указанном в избирательном бюллетене), число голосов избирателей, поданных за позицию «Против всех» и число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; строка 2: число избирателей включенных в список на избирательном участке; строка 3: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 4: число подписей избирателей, получивших избирательные бюллетени; строка 5: число избирателей, принявших участие в голосовании; строка 5а: число избирателей, проголосовавших досрочно; строка 5б: число избирателей, проголосовавших вне помещения избирательного участка; строка 6: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 7: число действительных избирательных бюллетеней; строка 8: число недействительных избирательных бюллетеней. а) число подписей избирателей, получивших избирательные бюллетени; б) число избирательных бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); 7. После внесения этих данных каждая страница списка избирателей подписывается членом участковой избирательной комиссии, который затем их суммирует и передает председателю участковой избирательной комиссии. Председатель и секретарь участковой избирательной комиссии вносят на последней странице списка итоговые данные, определяемые как сумма данных по всем страницам списка избирателей, заверяют их своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии. 8. После проведения работы со списком избирателей председатель участковой избирательной комиссии предлагает присутствующим визуально ознакомиться с ним, оглашает все внесенные в список избирателей данные и вносит их в соответствующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования: а) в строку 4 - число подписей избирателей, получивших избирательные бюллетени в списках избирателей; б) в строку 5а - число избирателей, проголосовавших досрочно; (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей); в) в строку 5б - число избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей); После этого список(ки) избирателей убирается в сейф. 9. Участковая избирательная комиссия приступает к подсчету избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования. Члены участковой избирательной комиссии, проводившие голосование вне помещения для голосования, демонстрируют сохранность пломб и печатей, вскрывают поочередно переносные ящики для голосования, затем извлекают избирательные бюллетени и контрольные листы с подписями членов участковой избирательной комиссии, лиц, присутствовавших утром при опечатывании избирательных ящиков. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольные листы. 10. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования. Подсчет избирательных бюллетеней в каждом переносном ящике для голосования производится отдельно. 11. Если установлено, что в переносном ящике для голосования число избирательных бюллетеней больше, чем число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных избирательных бюллетеней, все избирательные бюллетени, находящиеся в данном переносном ящике для голосования решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными и погашаются путем надрезания правого нижнего угла, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования. Эти недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются, при этом на пакете указывается номер избирательного участка и делается надпись "недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования", номер ящика и количество избирательных бюллетеней. 12. Избирательные бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. Избирательными бюллетенями неустановленной формы признаются избирательные бюллетени, содержание и (или) форма которых не соответствуют тексту и форме избирательного бюллетеня, утвержденного Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики. 13. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале подсчета избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарном ящике для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует сохранность печати (пломбы) и вскрывает стационарный ящик для голосования. Члены участковой избирательной комиссии извлекают избирательные бюллетени и вынимают контрольный лист с подписями членов участковой избирательной комиссии, других лиц, присутствовавших утром при опечатывании избирательных ящиков. Председатель участковой избирательной комиссии демонстрирует контрольный лист. 14. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, списков кандидатов, позицию "Против всех", одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и предоставляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при подсчете. 15. Затем производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов и по позиции "Против всех". Подсчет рассортированных избирательных бюллетеней осуществляется вслух, путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли слышать или видеть отметку избирателя в избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. 16. Полученные данные, которые определяются по соответствующим отметкам (голосам) избирателей в избирательных бюллетенях, поданным за каждого кандидата, списка кандидатов и по позиции "Против всех", заносятся в увеличенную форму протокол об итогах голосования. 17. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателя, а также недействительные избирательные бюллетени, извлеченные из переносного ящика для голосования (если имел место факт извлечения из переносного ящика для голосования числа избирательных бюллетеней, превышающего число заявлений избирателей, содержащих отметку о количестве полученных избирательных бюллетеней). 18. К числу недействительных относятся и избирательные бюллетени, в которых не проставлены установленные Центральной избирательной комиссией защитные отметки, не заверенные печатью участковой избирательной комиссии, и не содержащие иные установленные отметки. 19. В случае возникновения сомнений при признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины его недействительности и эта запись подтверждается подписями председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, заверяется печатью комиссии. Общее число недействительных избирательных бюллетеней заносится в строку 8 увеличенной формы протокола об итогах голосования. 20. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования число действительных избирательных бюллетеней, которое определяется по отметкам избирателей, по которым возможно определить волеизъявление избирателей. 21. Председатель участковой избирательной комиссии предлагает всем присутствующим при подсчете голосов лицам визуально ознакомиться с избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии. По требованию представителя кандидата, политической партии или наблюдателя произвести пересчет голосов избирательные бюллетени пересчитываются при непосредственном участии представителя кандидата, политической партии или наблюдателя и предоставлении возможности визуального контроля с их стороны. Пересчет избирательных бюллетеней производится при этом вслух. 22. Проверка контрольных соотношений данных проводится согласно части 26 настоящей главы до внесения их в протокол об итогах голосования на основании данных, внесенных в увеличенную форму протокола об итогах голосования. Данные по голосованию вне помещения, досрочного голосования и по количеству полученных бюллетеней участковой избирательной комиссией включаются в протокол об итогах голосования до проведения проверки контрольных соотношений. В случае если контрольные соотношения не совпали, УИК принимает решение о повторном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования в присутствии представителей кандидатов и наблюдателей. В случае совпадения контрольных соотношений, УИК вносит все данные в протокол об итогах голосования. 23. После проведения подсчета голосов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие заявления (жалобы) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, принимаются решения по каждому заявлению (жалобе). Затем членами участковой избирательной комиссии и заявителями, согласными с принятыми участковой избирательной комиссией решениями по поступившим заявлениям (жалобам), подписывается протокол итогового заседания участковой избирательной комиссии. При подписании протокола итогового заседания участковой избирательной комиссии члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 24. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания. Протокол является действительным, если он подписан большинством от числа членов участковой избирательной комиссии. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 25. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, и хранится до окончания работы участковой избирательной комиссии. 26. Проверка контрольных соотношений:
(2) < = (3) — Число избирателей включенных в список на избирательном участке, должно быть меньше или равно числа бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
(5) = < (2) — Число избирателей, принявших участие в голосовании не должно превышать число избирателей включенных в список на избирательном участке;
(3) > = (7) + (8) + (6) — число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (3), должно быть больше или равно сумме действительных (7), недействительных (8) и погашенных бюллетеней (6);
(5) = (7) + (8) — Число избирателей, принявших участие в голосовании должно быть равно сумме действительных (7) и недействительных (8) бюллетеней;
(s) = (7) — сумма голосов избирателей, поданных за кандидатов (списки кандидатов) и по- данных за позицию «Против всех» должна быть равна числу действительных бюллетеней (7).
27. Первый экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания вместе с избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки избирателей, заявления (жалобы), принятые по ним решения, акты, составленные участковой избирательной комиссией, незамедлительно доставляется в территориальную избирательную комиссию председателем участковой избирательной комиссии или одним из членов участковой избирательной комиссии в сопровождении представителей кандидатов, политических партий. 28. Территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования до подведения итогов голосования на соответствующей территории вносит все данные по избирательным участкам в Избирательную информационную систему.
VII. Порядок обеспечения защиты от несанкционированного доступа к избирательным документам при доставке, передаче и приеме вышестоящими избирательными комиссиями
Сейф–пакеты изготавливаются из специальных влагостойких, жаропрочных материалов, которые имеют индивидуальный восьмизначный номер (далее - идентификационный номер), запечатывается самоклеющейся индикаторной лентой. Незаконное, самовольное и анонимное вскрытие его исключено, так как оно будет сопровождаться явно видимым следом - это словами «open» (открыто) под пломбой-лентой, из-за чего вторичное запечатывание использованного сейф–пакета исключается. После подписания первого экземпляра протокола об итогах голосования участковая избирательная комиссия по факсимильной связи незамедлительно направляет указанный протокол либо его копию в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее – Центральная избирательная комиссия) для контроля и предварительной обработки и обобщения данных. Во избежание вскрытия сейф-пакета с целью внесения поправок, членам участковой избирательной комиссии необходимо тщательно проверить данные занесенные в протокол об итогах голосования. Первый экземпляр, а также его заверенная копия протокола об итогах голосования упаковывается отдельно в два сейф-пакета председателем или секретарем участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов, представителей политических партий, о чем составляется акт, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов, который должен быть подписан всеми присутствующими лицами. В сейф-пакет с заверенной копией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии дополнительно упаковываются корешки избирательных бюллетеней, выданные избирателям в день голосования. Оба сейф-пакета: с первым экземпляром, а также с заверенной копией протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии незамедлительно доставляются председателем или одним из членов участковой избирательной комиссии в сопровождении представителей кандидатов, политических партий, а также сотрудников органов внутренних дел Кыргызской Республики в территориальную избирательную комиссию и передаются по акту, в котором обязательно должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов. Второй экземпляр протокола об итогах голосования, печать участковой избирательной комиссии, отрывные таллоны двух сейф-пакетов, акт о передаче в территориальную избирательную комиссию сейф-пакета с первым экземпляром и сейф-пакета с заверенной копией протокола об итогах голосования хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии, который несет установленную законодательством ответственность за их достоверность и сохранность до окончания работы комиссии. Вскрытие сейф – пакета с первым экземпляром итогового протокола участковой избирательной комиссии возможно только в соответствующей территориальной избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представителей кандидатов, представителей политических партий. Сейф-пакет с заверенной копией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии и с корешками избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования направляется в Центральную избирательную комиссию. Вскрытие сейф-пакета для Центральной избирательной комиссии в территориальной избирательной комиссии не допускается. Территориальная избирательная комиссия на основании поступивших первых экземпляров протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий подводит итоги голосования на соответствующей территории путем сложения содержащихся в них данных, о чем составляется протокол и сводная таблица об итогах голосования территориальной избирательной комиссии. После подписания первого экземпляра протокола об итогах голосования на соответствующей территории и сводной таблицы, территориальная избирательная комиссия упаковывает их в сейф-пакет вместе со всеми протоколами об итогах голосования, поступивших с участковых избирательных комиссий, о чем составляется акт, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакета и вместе с сейф-пакетами, в которых упакованы заверенные копии протоколов участковых избирательных комиссий и корешки избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования, направляются в Центральную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола об итогах голосования территориальной избирательной комиссии вместе со всей избирательной документацией, отрывной талон сейф-пакета, а также акт о передаче в Центральную избирательную комиссию сейф-пакета с первым экземпляром итогового протокола хранится у секретаря территориальной комиссии в охраняемом помещении до передачи их в архив. Вскрытие сейф – пакетов с первым экземпляром протокола об итогах голосования и сводной таблицы территориальной избирательной комиссии, а также с заверенной копией итогового протокола участковой избирательной комиссии и корешками избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования допускается только в Центральной избирательной комиссии по акту, в котором должны быть указаны идентификационные номера сейф-пакетов. |
Просмотров: (1797) |