ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОБУЧЕНИЕ

ИЗБИРАТЕЛИ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

КАНДИДАТЫ

НАБЛЮДАТЕЛИ

СМИ

ВЫБОРЫ

РЕФЕРЕНДУМ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ТЕНДЕРЫ

ВЫДВИЖЕНИЕ В УИК

КОНКУРСЫ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 
Главная - Выборы - Президента
Центральная избирательная комиссия

Выборы Президента Кыргызской Республики

(глава 10 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»)

 

Статья 48. Назначение выборов Президента

1. Очередные выборы Президента проводятся в третье воскресенье ноября года, в котором истекает срок полномочий Президента, на который он был избран, и назначаются Жогорку Кенешем не позднее чем за 4 месяца до дня выборов.

2. Досрочные выборы Президента назначаются Жогорку Кенешем в случаях, предусмотренных Конституцией, не позднее недельного срока со дня прекращения полномочий Президента и должны быть проведены в 3-месячный срок со дня прекращения полномочий действующего Президента. Сроки избирательных действий, установленные настоящим конституционным Законом, в этом случае сокращаются на четверть.

3. В случае если Жогорку Кенеш не назначит выборы или досрочные выборы Президента в сроки, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выборы или досрочные выборы Президента считаются назначенными. В таких случаях днем назначения выборов считается день, следующий за днем истечения срока назначения выборов.

4. Центральная избирательная комиссия при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи, не позднее 2 календарных дней со дня, когда выборы стали считаться назначенными, официально публикует в средствах массовой информации дату проведения выборов или досрочных выборов Президента и организует подготовку и проведение выборов в сроки, установленные настоящим конституционным Законом.

Статья 49. Порядок выдвижения кандидата на должность Президента

1. Число кандидатов на должность Президента не ограничивается. Кандидатом в ,Президенты может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 30 тысяч подписей избирателей.

2. Выдвижение кандидатов на должность Президента начинается со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается за 75 календарных дней до дня выборов.

3. Право выдвижения кандидатов на должность Президента принадлежит гражданам путем самовыдвижения, а также политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке на день официального опубликования решения о назначении выборов.

Государственный орган исполнительной ветви власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере государственной регистрации политических партий, составляет список зарегистрированных политических партий и не позднее 3 календарных дней со дня вступления в силу решения о назначении выборов обеспечивает публикацию списка в источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики с указанием руководителя каждой политической партии и в этот же срок направляет указанный список в Центральную избирательную комиссию.

4. Выдвижение кандидата на должность Президента политической партией осуществляется в порядке, предусмотренном в ее уставе, и в соответствии с требованиями настоящего конституционного Закона.

Протокол решения политической партии о выдвижении кандидата с приложением заявления (заявлений) о согласии баллотироваться кандидатом на должность Президента представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию в печатном виде.

Центральная избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему документы, письменное подтверждение (справка) их получения.

Указанное подтверждение (справка) выдается незамедлительно после представления документов.

5. Выдвижение кандидата на должность Президента в порядке самовыдвижения осуществляется путем подачи в Центральную избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом на должность Президента.

Статья 50. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента

1. Президент Кыргызской Республики избирается сроком на 6 лет.

2. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды.

3. Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики, не имеющий гражданства иностранного государства, не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

4. Соответствие кандидата на должность Президента предъявляемым к нему Конституцией требованиям устанавливается Центральной избирательной комиссией в течение 5 календарных дней с момента подачи гражданином заявления о самовыдвижении либо представления решения политической партии о выдвижении кандидата. При этом факт проживания в совокупности не менее 15 лет в Кыргызской Республике кандидата на должность Президента устанавливается Центральной избирательной комиссией, а порядок установления владения кандидатом государственного языка определяется Центральной избирательной комиссией в соответствии со статьей 51 настоящего конституционного Закона.

Статья 51. Установление владения кандидатом на должность Президента государственным языком

1. Установление владения кандидатом на должность Президента государственным языком осуществляется Центральной избирательной комиссией на основании заключения Комиссии по языку. Не позднее 20 календарных дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов уполномоченный государственный орган по государственному языку предлагает состав Комиссии по языку в количестве 12 человек, который утверждается постановлением Центральной избирательной комиссии в 10-дневный срок.

2. Владение государственным языком кандидатом на должность Президента устанавливается со дня окончания сроков выдвижения кандидатов до дня окончания регистрации кандидатов.

3. Владение государственным языком определяется умением читать, писать, излагать свои мысли на государственном языке.

Для проверки владения кандидатом на должность Президента государственным языком кандидат должен:

1) письменно изложить свою предвыборную программу объемом не более 3 страниц;

2) выступить устно в течение не более 15 минут с изложением основных положений своей предвыборной программы;

3) прочитать печатный текст объемом не более 3 страниц.

4. Каждый член Комиссии по языку дает заключение о владении кандидатом государственным языком по каждому пункту в отдельности вслух по следующей шкале:

1) владеет;

2) не владеет.

5. Решения Комиссии по языку принимаются большинством голосов от числа присутствующих ее членов. Никто из присутствующих на заседании членов Комиссии по языку не вправе воздержаться от голосования. При принятии решений Комиссией по языку в случае равного числа голосов «за» или «против» голос председателя Комиссии является решающим.

6. Основаниями для признания кандидата не владеющим государственным языком являются:

1) неучастие кандидата в проверке владения им государственным языком;

2) неумение читать, писать, излагать свои мысли на государственном языке.

7. Проверка владения кандидатом на должность Президента государственным языком проводится при соблюдении равных условий для всех кандидатов. Государственное телевидение обязано освещать в прямом эфире процедуру установления владения государственным языком кандидатами.

Статья 52. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Президента

1. Кандидат на должность Президента должен быть поддержан не менее чем 30 тысячами подписей избирателей.

2. Сбор подписей осуществляется со дня выдвижения кандидатов в Президенты и организуется уполномоченными представителями кандидата.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены настоящим конституционным Законом.

4. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Кыргызской Республики.

5. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку разных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

6. Порядок сбора подписей и форма подписного листа устанавливаются Центральной избирательной комиссией.

7. Подписные листы по сбору подписей в поддержку кандидата в Президенты сдаются уполномоченными представителями не позднее чем за 50 календарных дней до дня выборов в Центральную избирательную комиссию, которая в 10-дневный срок осуществляет проверку достоверности подписей с привлечением работников регистрационных служб. При приеме подписных листов Центральная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью и выдает в письменной форме подтверждение о приеме подписных листов.

8. Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранная посредством случайной выборки (жребия).

О каждом случае проведения проверки должны извещаться все кандидаты, представившие подписи для регистрации. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты или их уполномоченные представители.

9. Подписные листы считаются недействительными, если не соблюдены требования, предусмотренные настоящей статьей.

Статья 53. Регистрация кандидатов на должность Президента

1. Для регистрации кандидат на должность Президента или его уполномоченный представитель не позднее чем за 45 календарных дней до дня выборов представляет в Центральную избирательную комиссию следующие документы:

1) заявление о самовыдвижении либо протокол решения политической партии о выдвижении кандидата с приложением заявления (заявлений) о согласии баллотироваться кандидатом на должность Президента;

2) форму сведений о кандидате о указанием биографических данных;

3) копию паспорта;

4) справку с места работы или учебы;

5) документ, подтверждающий внесение избирательного залога, предусмотренного настоящим конституционным Законом,

2. Центральная избирательная комиссия в течение 10 календарных дней со дня приема документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата на должность Президента требованиям Конституции и настоящего конституционного Закона и осуществляет регистрацию либо выносит мотивированное решение об отказе в регистрации.

При этом если Центральная избирательная комиссия обнаружила несоответствия в документах кандидата, которые являются препятствием для его регистрации, в течение 24 часов после получения документов Центральная избирательная комиссия обязана уведомить кандидата или политическую партию о данных несоответствиях. Кандидат или политическая партия вправе в течение 48 часов с момента получения уведомления внести необходимые изменения и представить исправленные документы в Центральную избирательную комиссию.

3. При регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, в соответствующем решении Центральной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующей политической партией.

4. Кандидат на должность Президента до регистрации и после проверки представленных документов из личных средств либо из средств своего избирательного фонда вносит на специальный счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог в тысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя. Внесенный избирательный залог возвращается кандидату после проведения выборов, если за его кандидатуру проголосовало не менее 5 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. Оставшаяся сумма залога не подлежит зачету в бюджет и используется Центральной избирательной комиссией целевым назначением на подготовку и проведение выборов, совершенствование избирательной системы.

5. Регистрация кандидатов на должность Президента заканчивается за 35 календарных дней до дня выборов.

6. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату либо уполномоченному представителю политической партии копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

7. Основаниями отказа являются:

1) непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим конституционным Законом для регистрации кандидата;

2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата;

3) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

4) несоздание кандидатом своего избирательного фонда в случаях, установленных настоящим конституционным Законом;

5) несоблюдение требований, предусмотренных частью 3 статьи 21 настоящего конституционного Закона.

В случае если кандидат, уполномоченный представитель кандидата не представил все необходимые для регистрации документы, указанные в настоящей статье, но представил их дополнительно до окончания срока регистрации, избирательная комиссия обязана зарегистрировать кандидата.

8. Решение об отказе в регистрации Центральная избирательная комиссия доводит до сведения лица, которому отказано в регистрации кандидатом на должность Президента. Указанное решение может быть обжаловано в 5-дневный срок в суд.

9. Кандидат на должность Президента вправе в любое время, но не позднее чем за 3 календарных дня до дня голосования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, подав письменное заявление об этом в Центральную избирательную комиссию. На основании указанного заявления Центральная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

10. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на 5 календарный день после регистрации кандидатов публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места работы и жительства каждого кандидата, а также сведений о его партийной принадлежности.

11. Центральная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней после регистрации выдает кандидатам соответствующие удостоверения кандидата с указанием даты регистрации.

Статья 54. Избирательный фонд кандидата на должность Президента

1. Кандидат на должность Президента в течение 5 календарных дней после выдвижения создает собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном настоящим конституционным Законом.

2. Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств, а также материалов агитационно-информационного характера, которые учитываются Центральной избирательной комиссией:

1) собственные средства кандидата, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 15000 раз;

2) средства, которые выделены кандидату политической партией и не могут превышать расчетный показатель более чем в 50000 раз;

3) добровольные пожертвования физических лиц, каждое из которых не может превышать расчетный показатель более чем в 50 раз;

4) добровольные пожертвования юридических лиц, каждое из которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5000 раз.

3. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 500000 раз.

Статья 55. Подведение итогов голосования и определение результатов выборов Президента

1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий территориальные избирательные комиссии на своих заседаниях подводят итоги голосования выборов Президента на своих территориях и незамедлительно представляют документацию в Центральную избирательную комиссию.

2. Центральная избирательная комиссия не позднее чем в 20-дневный срок после дня голосования определяет результаты выборов Президента. В случае если итоги голосования обжалованы в установленном настоящим конституционным Законом порядке, определение результатов выборов приостанавливается до окончательного рассмотрения их судом.

3. Избранным считается кандидат на должность Президента, набравший в первом туре голосования свыше половины голосов всех избирателей, принявших участие в выборах.

Статья 56. Повторное голосование

1. Если в избирательный бюллетень были включены более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

2. Повторное голосование проводится не ранее 2-недельного срока со дня определения результатов выборов c соблюдением требований настоящего конституционного Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее 3 календарных дней со дня определения результатов выборов.

3. Если до проведения повторного голосования один из кандидатов на должность Президента выбыл, по решению Центральной избирательной комиссии вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым первоначально назначено повторное голосование. В случае если других кандидатов не осталось, выборы проводятся по одному кандидату.

4. При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей.

Статья 57. Повторные выборы

В случаях признания выборов недействительными, а также если в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не был избран либо при повторном голосовании ни один кандидат не избран, Жогорку Кенеш в течение одного месяца назначает повторные выборы Президента.

Повторные выборы проводятся в порядке и сроки, установленные настоящим конституционным Законом.

Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации не позднее 3 календарных дней после принятия соответствующего решения.

Статья 58. Вступление в должность Президента

1. Избранный Президент в течение 30 календарных дней приносит присягу народу Кыргызстана в присутствии депутатов Жогорку Кенеша в соответствии с конституционным Законом.

2. Официальное опубликование результатов выборов Президента осуществляется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации в течение 3 календарных дней.

3. Центральная избирательная комиссия регистрирует избранного Президента и при вступлении в должность выдает удостоверение об избрании Президентом, знаки отличия - нагрудный знак и Штандарт (флаг) Президента с выгравированными его фамилией, именем и отчеством и датами срока полномочий.

Просмотров: (22505)