ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОБУЧЕНИЕ

ИЗБИРАТЕЛИ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

КАНДИДАТЫ

НАБЛЮДАТЕЛИ

СМИ

ВЫБОРЫ

РЕФЕРЕНДУМ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ТЕНДЕРЫ

ВЫДВИЖЕНИЕ В УИК

КОНКУРСЫ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 
Центральная избирательная комиссия

ЦИК КР: фальсификация выборов – на какие ухищрения идут заинтересованные стороны…

На прошлой неделе Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики признала недействительными итоги голосования на 5 участках и результаты выборов  депутатов Толойконского айылного кенеша Кара-Суйского района Ошской области по двум избирательным округам.

Данное решение было принято на основании справки Рабочей группы ЦИК по результатам проверки состояния списка избирателей по итогам выборов, заключения Экспертно-криминалистического отдела ГУВД г.Бишкек, информации Государственной пограничной службы Кыргызской Республики, а также поступивших в ЦИК протоколов об итогах голосования и о результатах выборов.

Для того чтобы разобраться в непростом деле и увидеть всю картину событий, начнем с самого начала.

 

Досрочные выборы в Толойконский айылный кенеш Кара-Суйского района Ошской области прошли 18 мая 2014 года.  Толойконский айылный кенеш приходилось распускать и заново избирать два раза в связи с тем, что народные избранники не смогли избрать главу исполнительного органа местного самоуправления. По поступившей информации, в ходе выборов главы айыл окмоту даже имелись случаи влияния одних депутатов кенеша на других,  путем запугивания, угроз и удерживания против воли некоторых из них до окончания сессии (дабы они не могли участвовать в выборах), так как эти депутаты из-за страха не обращались в правоохранительные органы, данный факт ничем не подтвержден. Здесь можно сделать вывод, что для избрания своего человека главой айыл окмоту народные избранники легкомысленно и безответственно относятся к своим прямым обязанностям, в пользу отдельных групп депутатов, либо  определенных (может быть и криминальных) сил.

Нужно особо отметить, что только на выборы депутатов Толойконского айылного кенеша и главы Толойконского айыл окмоту из республиканского бюджета было потрачено более 1,3 млн. сомов. Сумма немаленькая, и вместо того, чтобы заниматься политическими интригами бюджетные средства целесообразнее было бы направить, например, на социальные нужды местного населения.

 

По существу дела, после проведенных 18 мая 2014 года выборов, от жителей села «Дыйкан-Кыштак» поступили заявления о том, что в день голосования, 18 мая 2014 года на трех избирательных участках села, членами участковых избирательных комиссий допускались ущемления их избирательных прав и факты голосования посторонних лиц, не являющихся членами местного сообщества.

Центральную избирательную комиссию сразу же насторожила явка избирателей, где на некоторых участках число проголосовавших избирателей достигало 96%. Для выяснения обстоятельств дела на место была направлена Рабочая группа ЦИК.

В присутствии кандидатов в депутаты и их представителей, членов Кара-Суйской территориальной и участковых избирательных комиссий Рабочей группой ЦИК были вскрыты пакеты с избирательными документами всех восьми участков для изучения состояния списков проголосовавших избирателей.

Проверка состояния списков избирателей выявила наличие 205 фактов схожих подписей проголосовавших избирателей или идентичных друг другу на пяти избирательных участках, в связи с чем ЦИКом было принято решение о направлении списков избирателей для проведения почерковедческой экспертизы.

Экспертно-криминалистический отдел ГУВД г.Бишкек при проведении  почерковедческой экспертизы списков избирателей выявил на двух избирательных участках 380 и 359 повторений подписей соответственно, выполненных одними лицами. Необходимо отметить, что в связи со сжатостью сроков, экспертиза списков избирателей была проведена только по двум участкам, так как на остальных трех участках выявлены аналогичные несоответствия.

Одновременно, из Государственной пограничной службы Кыргызской Республики была получена информация об избирателях, проживающих на территории одного избирательного участка №5513 «Дыйкан-Кыштак-3», которые выбыли за пределы республики и не возвратились обратно в день выборов 18 мая 2014 года. Проведенной проверкой только на одном участке выявлено 72 таких гражданина, при этом все они были указаны в числе проголосовавших.

В связи с выявленными фактами грубых нарушений, 4 июля 2014 года Центральная избирательная комиссия приняла решение о расформировании составов пяти участковых избирательных комиссий и направить материалы о нарушениях избирательного законодательства по пяти избирательным участкам в Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики, для принятия соответствующих мер в отношении лиц допустивших нарушения.

Следует принять во внимание тот факт, что на тех трех избирательных участках, где не были выявлены нарушения повлиявшие на результаты выборов, с разрешения Центральной избирательной комиссии были установлены видеокамеры, что скорее всего послужило сдерживающим фактором для осуществления каких либо фальсификаций. Также, явка избирателей на этих трех участках соответствовала реальному количеству проголосовавших избирателей, то есть  44%, 46% и 51% избирателей. На тех избирательных участках, где выявлены грубые нарушения, явка избирателей составила от 70 до 96% избирателей.

Как показала практика, использование современных технических достижений (пусть пока только видеокамеры) позволяет снизить уровень нарушений на избирательных участках.

Чтобы убедиться в этом еще раз, Центральная избирательная комиссия апробирует новую Модель избирательного процесса (которая включает в себя: автоматически считывающие урны, видеокамеры и т.д.) на предстоящих выборах депутатов Майданского айылного кенеша Кадамжайского района Баткенской области 3 августа 2014 года, где так же как и в Толойконе уже дважды депутаты не смогли избрать главу айыл окмоту.

К сожалению, такие факты грубых нарушений со стороны участковых избирательных комиссий (не без участия кандидатов) имеют место быть и с этим необходимо бороться, не только путем внедрения современных технических достижений в избирательный процесс, но и ужесточением наказаний путем введения штрафных санкций.

По сути, эти же члены участковых избирательных комиссий, которые возможно из-за корыстных целей, возможно из-за определенного давления на них со стороны кандидатов и т.д., допустили фальсификацию в процессе голосования на участках, тоже являются частью местного сообщества, а избранные таким путем нечистоплотные депутаты вряд ли будут стоять на стороне местных жителей и решать насущные проблемы.

Подытоживая, хотелось бы отметить, что можно и нужно проводить честные и прозрачные выборы, это зависит от самих граждан, которые имеют право выбора и этим правом нужно пользоваться.

 

ЦИК КР

Просмотров: (2237). 9 Июля 2014 г.